Использование средств выразительности в тексте – действенный способ сделать его красочнее и информативнее. Авторский замысел становится яснее благодаря различным художественным приёмам. Аллитерация также является способом передачи настроения художника и смысла, заложенного в произведении. Аллитерация, что это такое?

Понятие

Аллитерация — намеренное повторение одинаковых или однородных согласных звуков в стихотворении с целью придать ему звуковую выразительность.

Литературный прием содержит в себе элементы синтаксических и стилистических конструкций. Они основаны на повторении звуков, слов, союзов, несущих смысловую нагрузку в произведении. Такое сочетание гласных и согласных звуков называется повтором. Если автор намеренно использует такой прием в произведении, это и называется аллитерация.

Слово образованно  от латинского ad – «при», litera – «буква».

Аллитерация что это

Аллитерация и звукопись

Звукописью называются наиболее заметные в стихах звукоподражательные повторы. Аллитерация является одной из составляющих звукописи. Повторение согласных вызывает в воображении читателей определённый образ, не только зрительный, но и слуховой.Также , аллитерация усиливает эмоциональное воздействие текста на читателя.

Использование аллитерации

Такой литературный прием используется не только в творчестве российских писателей.

В литературе

Приём используется в литературе для создания выразительных образов, способствует выражению дополнительных смыслов. Пример аллитерации:

О рае Перу орут перуанцы,

где птицы, танцы, бабы

и где над венцами цветов померанца

были до небес баобабы.

В этом отрывке слышится звуковой повтор звуков «р», «ц» и «б», часть из которых повторяется в сильном, ударном положении, усиливающем эффект.

Некоторые звуковые сочетания способны передавать ощущение страха, тревоги. В отрывке из стихотворения «Не выходи из комнаты…» И.Бродского такими сочетаниями являются «др, бр, пр, кр»:

Запрись и забаррикадируйся

шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

В рекламе

Фонетика – один из секретов успешного рекламного слогана. Простое произношение и гармоничное звучание делают рекламу запоминающейся потребителю. Этот приём используется в слоганах компаний «Вискас» (Ваша киска купила бы «Вискас») или «Миринда» (Миринда. Жизнь хороша, когда пьешь не спеша).

Справка! Звукопись используется не только в рекламных слоганах, но и для названий компаний: леденцы «Чупа-чупс», шоколад «Сникерс», консервы «Грин Рэй», кошачий корм «Китекет». Все это говорит о потенциале развития фонетических приёмов в коммерции.

В дикции

Трудности могут возникнуть при произнесении сложных звуковых сочетаний в разговоре. В этом случае исправить проблемы с дикцией помогают скороговорки, большая часть которых основана на приёме аллитерации: «Регулировщики регулярно регулировали регуляторы», «Карл у Клары украл доллары, а Клара у Карла — квартальный отчёт»

Аллитерация – универсальный способ придать тексту выразительности, окраски. Главное – не переборщить с его использованием, потому что слишком частые повторы согласных звуков ухудшают восприятие написанного.

Полезное видео

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Следите за обновлениями