Вариант 1

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина особое место занимает тема взаимоотношений государства и личности. В поэме «Медный всадник» автор противопоставляет интересы рядового жителя и волю царя Петра I.

На всем протяжении поэмы встречаются противоречия. Например, деяния Петра I вначале произведения представлены как благо и великий стратегический подсчет, а в конце он «горделивый истукан». Санкт-Петербург торжественный и эффектный, под натиском потопа становится ничтожным и мрачным местом, где паникуют люди, плавают по улицам мертвецы.

Главный герой – Евгений, обычный житель города. Автор отводит на описание персонажа лишь три строчки, так как его биография не имеет государственного значения. Для представителей власти он крохотная песчинка среди миллионов подобных.

Когда погибает возлюбленная Евгения и планы всей жизни рушатся, герой сходит с ума не в силах перенести потерю. Однажды его сознание проясняется и он понимает, что тот, кто велел построить город на берегу своенравной реки, вряд ли думал о судьбах народа. Герой поэмы шепотом выражает протест и тут же на него обрушивается кара в виде галлюцинаций – кажется, что за ним всюду скачет медный всадник.

Бесславный конец Евгения — смерть на безлюдном острове на пороге разрушенного дома возлюбленной, подразумевает, что герой оторван от реальной жизни. Он уже не может жить по-прежнему, и лишен возможности двигаться дальше.

Из поэмы можно сделать вывод, что цели государства и «маленького человека» разнятся. Евгений грезил о счастливой семейной жизни с невестой Парашей. Потоп и трагическая гибель возлюбленной рушат его планы. Герой сходит с ума и проводит остаток жизни в бреду, обвиняя, в несчастье того, «чьей волей роковой под морем город основался».

Если посмотреть на ситуацию глазами Петра, видна совершенно другая картина. Поэма гласит, что Петр I желал «… В Европу прорубить окно». Неужели царь строил город лишь для того, чтобы через 100 лет после его смерти разлучить некого Евгения с невестой?

Александр Сергеевич через поэму доносит до читателей, что противоречия государства и подвластных ему людей были и будут всегда. На мой взгляд, тому есть причина. «цари» и «подданные» мыслят разными категориями. Управленцы вершат судьбы народа, когда как обычный житель отвечает только за свою жизнь и здоровье. Им будто не понять друг друга. Оттого возникают противоречия, недовольства.

Автор оставляет нам, своим потомкам, вопрос, на который необходимо найти ответ: «Как простым людям и представителям власти прийти к согласию?»

Вариант 2

Русский драматург Александр Сергеевич Пушкин в поэме «Медный всадник» поднимает тему противопоставления правительства и человека из нижней ступени социальной иерархии. Во главе сюжета противостояние обычного жителя Петербурга и символа власти – статуи Петра I, изменение взглядов на жизнь «маленького человека».

«Маленьким человеком» главного героя Евгения делает то, что он желает благо лишь для себя. Он хочет обзавестись счастливой семьей, получить оплачиваемую работу, иметь хороший дом. Его существование замкнуто на самом себе. Главный герой не грустит «… ни о почиющей родне, ни о забытой старине». То есть выражает свою безучастность к прошлому и безразличие к будущему отечества.

Александр Сергеевич намеренно не дает Евгению конкретного описания. В поэме нет ни фамилии, ни звания бедного чиновника. Это делает его образ близким для каждого из читателей. Пушкин намекает, что на месте героя поэмы может оказаться любой из нас.

Потоп в 1824 году уносит жизнь Параши – невесты Евгения. Он строил планы на счастливое будущее и был разбит горем, когда узнал о смерти близкого человека. Обезумевший герой  мерит шагами Санкт-Петербург, который в одночасье стал ему чужим. «… ни то ни сё, ни житель света, ни призрак мертвый…». Через описание мук сошедшего с ума автор вызывает сопереживание к главному герою.

Нравственная трансформация происходит с Евгением, когда он оказывается на роковой Сенатской площади, где ему когда-то удалось спастись от смерти, сидя на мраморном льве. Евгений приходит в сознание и, глядя на медную выхолощенную статую Петра верхом на коне, понимает, что трагедия больше, чем могла показаться. Дело в системе, которую столетие назад возникла при царе.

У Евгения возникают новые мысли, ранее чуждые ему: «не так ли ты над самой бездной на высоте, уздой железной  Россию поднял на дыбы?». После чего с небывалой ненавистью и яростью герой шепчет: «Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!».

Евгению показалось, как будто за бунтарство против того, что принято считать правильным – решение властей о людских судьбах, его мгновенно постигла кара. Герою мерещилось, что куда бы он ни побежал, всюду за ним скакал оживший медный всадник.

Позднее, когда случалось бывать Евгению рядом с памятником, он опускал глаза и сжимал кулак у сердца, пытаясь унять душевные муки за Россию-матушку. Не в силах выразить протест, возможно из-за страха наказания, он как можно скорее покидал площадь с изваянием. То есть Евгений продолжал радеть за родину и в то же время не мог найти в себе силы действовать, поднимать мятеж.

Читатель понимает, что бунт одного человека, произнесенного шепотом, никак не сможет изменить ход истории. Однако молчать и бездействовать – дорога, которая может привести к погибели. Александр Сергеевич Пушкин наглядно показывает: протест спасает от нравственной гибели личности. Попытка заявить о своей позиции намного лучше, чем покорно следовать уготовленной, на правительственном уровне, судьбе.

Вариант 3

«Медный всадник» написан мастером слова, великим русским драматургом Александром Сергеевичем Пушкиным в 1833 году. Поэма является актуальной и в наши дни. Автор из числа первых показал проблему «маленького человека». В основу произведения легло противостояние безродного жителя Санкт-Петербурга Евгения и символа власти – медной статуи Петра I на коне.

«Маленький человек» в поэме – это бедный чиновник Евгений. Он живет с мыслями о том, как возьмет в жены Парашу — нищую девушку, создаст счастливую семью, займет приличную должность и переедет в новый благоустроенный дом. Его не волнует ни будущее, ни прошлое России.

Герой не имеет ни званий, ни заслуг. Он живет в зацикленном на своем благоустройстве мире, где есть только он и достижение желаемого. Автор никак не характеризует Евгения, возможно для того, чтобы читателю было легко поставить себя на место главного героя.

Выход Невы из берегов рушит сладкие грезы чиновника. Трагически погибает его возлюбленная Параша. Как только Евгений понимает, что лишился единственной возможности осуществить задуманные планы на жизнь, в его узком внутреннем мире не находится решения, как жить дальше. Главный герой сходит с ума и блуждает, не разбирая дороги.

Однажды бедный Евгений очнулся на Сенатской площади. Герой поэмы во всех красках вспоминает трагические события потопа. Разглядывая статую Петра I при лунном свете, Евгений приходит в сознание и ужасается: «Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь Россию поднял на дыбы?».

Александр Сергеевич мастерски показывает личностный рост героя – оправившись от охватившего его безумия, Евгений увидел, что проблема кроется в государственном устройстве. Разве о людях беспокоился тот, «чьей волей роковой под морем город основался»? Тот, кто позволяет строить дома на самом берегу непокорной реки, кто перестал заботиться о народе и переживает только за собственную выгоду?

Впервые в жизни Евгений подумал о родной стране и с ненавистью сквозь зубы прошептал: «Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!». Тут же он принялся бежать, потому что ему показалось, как за ним скачет медный всадник.

Пушкин демонстрирует: в бунтарстве Евгения было столько силы и могущества, что даже великому «кумиру», пришлось как-то на это реагировать, наказывать смутьяна. В дальнейшем, когда герой поэмы оказывался вблизи памятника Петру I, он опускал глаза и сжимал кулак в области сердца, хотел унять душевные переживания за Родину, скорее шел прочь с площади. Душа его болела за Россию, но страх наказания сдерживал позыв бунтовать вновь.

По мнению автора, безумие – это идти по жизни как во сне: «Ни то ни сё, ни житель света, ни призрак мертвый». И лишь прозрев, когда переживаешь за судьбу отечества, как за свою собственную и выражаешь протест происходящему, возможно спасти себя от нравственного падения.



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверь себя
Следите за обновлениями