В художественных произведениях тропы играют особенную роль. Усиливают эмоциональный и смысловой диапазон слова. Помогают определить читателю авторское отношение к происходящему. В художественной речи используются тропы: эпитет, метафора, аллегория, гипербола, олицетворение, инверсия, литота, перифраза, сравнение.

Содержание

Художественный троп

Синекдоха — художественный троп, стилистический прием, являющийся разновидностью метонимии. Употребляется для переносного значения слова. Заменяет слово или группу слов, обозначающих целое (большее) словом, обозначающим его часть (меньшее), общее вместо частного и наоборот.

Синекдоха используется в художественной литературе, в повседневной устной и разговорной речи. Ее употребление придает большую выразительность значению сказанного. Использование тропа сводится к крылатым выражениям или словосочетаниям. Большинство из них заимствованы из произведений художественной литературы. Иногда происходит обратное перемещение: из разговорной речи — в литературу. Например, употребления себя (ед. ч.) во множественном числе.

Не употребляется синекдоха в научном стиле. И из-за низкого уровня читаемости молодежи и подростков можно редко услышать в речи современного юного поколения. Сейчас синекдоха нашла свое применение и активно используется в текстах рекламы.

Отличие от метафоры заключается в том, что замена называемых предметов базируется именно на количественном изменении: вместо множественного числа употребляется единственное, и наоборот. Сходство состоит в том, что как и метафора, синекдоха может быть общеупотребительной и индивидуальной.

Важно! Синекдоха может быть выражена только существительными или глаголами, другими частями речи не выражается.
Красная шапочка — это образ девочки из сказки Шарля Перро, которая носила шапочку красного цвета. Девочку (целая часть) прозвали по аксессуару гардероба (малая часть целого).

Синекдоха в литературе

Синекдоха примерыПримеры синекдохи в художественной литературе. На употреблении авторами тропа строится выразительность и образность речи в произведениях.

  1. Единственное число употребляется вместо множественного.
    «Лес зазвенел, застонал, затрещал, заяц послушал и вон побежал.»  Н. Некрасов.
    Лес (ед. ч.) подразумевает все деревья, растущие в нем (мн. ч.)
  2. Множественное число употребляется вместо единственного.
    «Мы все глядим в Наполеоны.» А.С.Пушкин.
    Под Наполеонами (мн.ч.) подразумевается лишь один, имеющийся в истории полководец Наполеон.
  3. Вместо целого используется только какая-то часть.
    «Все флаги в гости будут к нам.»  А.С.Пушкин. Под словом флаги (часть государственной атрибутики) подразумеваются целые государства.
  4. Вместо видового названия используется родовое.
    «Ну что ж, садись, светило.» В. Маяковский.
    Светило употребляется в значении солнце (видовое), а родовое — это другие природные светила: луна, звезды.
  5. Вместо родового значения используется видовое.
    «Парк полон был Пушкиным и Языковым.» К. Паустовский. Имеется ввиду, что пейзаж и архитектурное оформление парка воспроизводят картины из произведений писателя. Пушкин и Языковой — это видовое значение.

Полезное видео

Синекдоха — разновидность метонимии.



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверь себя
Следите за обновлениями