В литературе есть стилистический прием речи, который называют сравнение — что это такое, по каким правилам создается узнаем в статье.

Стилистическая фигура

Сравнение – это уподобление одного предмета или явления другому, которое подчеркивает их общий признак. Этот образ основан на сопоставлении двух предметов или состояний. Данный приём используют в публицистической, художественной, разговорной речи.

Фраза устал как собака звучит сильнее и передаёт больше информации, чем я очень устал. Сравнения раскрывают мотивы персонажей и углубляют их личность. Сближая два явления, они конкретизируют их, делают полнее и богаче.

Внимание! Стилистическую фигуру можно перепутать с тропами метафорой и эпитетом.

Метафора — скрытое сравнение построенное на сходстве. Отличается  тем, что уподобление в ней не показано явно и не выражено с помощью союзов  «как» , «как будто», «словно». Например: горит костёр рябины красной (Есенин)  и рябина красна, как костер.

Эпитет уподобляет явления и предметы в скрытой художественной форме. Чаще всего он выражен в форме прилагательного: янтарные глаза – эпитет, жёлтые, как янтарь, глаза – сравнение.

Поэты употребляют данный троп довольно часто. Чтобы усилить образ и эмоциональную окраску. Например в стихотворении А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.»

Что такое сравнение

Способы образования сравнений

Наиболее распространённый способ образования – форма сравнительной степени прилагательного или наречия:

  • Белей чем горы снеговые, идут на запад облака. (Лермонтов).
    Они образуются с помощью окончаний: -ее, -е, -ей, -ше.
  • Более сложной формой являются сравнительные обороты, в которых используются союзы: как, словно, будто, чем, подобно. 
    Например: Он бежал быстрее, чем лошадь.

Виды сравнений

Существует несколько типов этой стилистической фигуры.

Сравнительный оборот

Оборот образуется при помощи специальных союзов или слова, что в том же значении:
Примеры:

  • И царица над ребёнком, как орлица над орлёнком (Пушкин);
  • хитёр, как турок;
  • красив, что твоя дочурка.

Бессоюзное сравнение

Союзы могут быть опущены, тогда явления связываются в бессоюзном предложении при помощи пунктуации.

  • Мой отец – скала, твёрдый и непоколебимый.
  • Его слово –золото.

Употребление в творительном падеже

Сравнение это в литературеКогда признак уподобления пропускают, предмет, с которым происходит сравнение, употребляют в творительном
падеже существительного.

  • Она раненой птицей кричала, оплакивая потерю.
  • Враг вихрем прошёлся по нашей земле.
  • Он змеёй проскользнул по узкому коридору.

Формы существительных

В сравнительные обороты могут включать существительные в родительном падеже.
Примеры:

  • Двигаться с грацией танцора.
  • Мчаться со скоростью пули.

Отрицательное сравнение

В отрицательном сравнении предметы и явления не уподобляются, а противопоставляются по какому-либо признаку. В литературу этот приём пришёл из фольклора, где активно употреблялся.
Примеры:

  • Как не синее море сколыхалося, царское сердце расходилося. То не кукушка в роще темной кукует рано на заре, – в Путивле плачет Ярославна одна на городской стене («Слово о полку Игореве»).

Слова «похож», «подобен», «напоминает»

Нередко вместо союзов используют особые слова для сравнения.
Примеры:

  • Наш кот напоминает грозовую тучу – он чёрный и злой.
  • Ты так похож на отца. Ее любовь к сыну была подобна безумию (Горький).

Наречие

Уподобление может осуществляться с помощью наречий:
Примеры:

  • выть по-звериному,
  • склонить голову по-птичьи,
  • по-матерински добрая рука.

«Гомеровское» сравнение

Это развернутое и очень подробное сравнение. В нём автор как будто забывает, что должно быть изображено. Оно характерно не только для античных текстов, но и для русских классиков и постмодернистов. Пример из художественной литературы:

«Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окна почти в одно время два лица: женское, в венце, узкое, длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, изо которых делают на Руси балалайки, двухструнные легкие балалайки…»  Н.В. Гоголь.

Полезное видео

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Следите за обновлениями