Именно язык является одним из главных средств выражения художественной жизни в литературе, именно он является главным инструментом для передачи информации. Важно понимать и искусно применять богатства родного языка, его тончайшие оттенки и аспекты.  В данной статье пойдет речь о многообразии средств художественной выразительности в русском языке.

Для чего нужны средства художественной выразительности

Внимание! Изобразительно-выразительные средства русского языка бесчисленны и многообразны. Они нужны для того, чтобы сделать речь более красочной и эмоциональной.

Такие средства применяются в разговорном, научном, публицистическом и художественном стилях, но особую значимость приобретают в литературных произведениях.

Именно с их помощью авторам удается сделать образы своих героев ярче и выразительнее, а также быстрее донести до читающих главный смысл своего творения. Читателям, в свою очередь, эти приемы помогают полностью погрузиться в повествование и пережить все события так, как будто они сами там присутствовали.

Художественные средства поэтического языка обогащают и оживляют стихотворные образы. Поэты используют их для создания более живописного произведения, которое привлечет к себе внимание читателя и разбудит его фантазию. Эти приемы помогают лучше понять внутренний мир автора и глубокий смысл стихотворения.

Справка! Существуют фонетические, лексические и синтаксические средства художественной выразительности.

Фонетические средства

Фонетические средства образуют особую связь между словами и создают живописные и цепляющие образы с помощью
умелого использования звуков. По этой причине тих еще называют звуковыми. Выделяют 3 вида  фонетических средств художественной выразительности.

Ассонанс

Ассонансом называют повторение в речи одинаковых гласных звуков. Так как у каждой гласной своя продолжительность и характер звучания, этот прием позволяет объединить различные слова и выделить их на фоне остального текста особой мелодичностью ритма и гармонией.

Еще одним способом использования ассонансного метода является создание особого вида рифмы. В таких случаях говорят, что это неточная или ассонансная рифма. Эта рифма созвучна только с гласными звуками.

Важно! Гласные, используемые в ассонансе, могут быть только ударными.

Пример:

  • Назвался груздем — полезай в кузов.
  • Вечер, свечи, чьи-то речи.

Аллитерация

В основе аллитерации лежит повторение в речи одного или нескольких одинаковых согласных, вызывающих звуковые ассоциации. Благодаря данному средству автор создает более выразительные образы предметов и явлений. Таким образом, аллитерация придает тексту особую экспрессивность.

Пример:

  • Громкий рокот мотора.
  • Еле слышный шорох шин.

Звукоподражание

Данное средство состоит в использовании звуков, воспроизводящих окружающую действительность, а также создание специальных слов, которые напоминают подобные звуки. Так создается эффект выразительности.

Пример:

  • Тук-тук.
  • Мур-мур.
  • Чирик-чик-чик.

Подробнее о фонетических средствах художественной выразительности можно узнать из видео:

Лексические средства

Лексические средства художественной выразительности представлены тропами.

Внимание! Тропы — это слова или целые речевые обороты, которые употребляются в переносном смысле. Они дают возможность повысить эмоциональную выразительность и художественную яркость языка, расширить и оживить речь.

Далее представлены наиболее распространенные тропы.

Эпитет — одно слово или целая фраза, которая придает яркую выразительность предложению или всему тексту. С помощью данного средства автор показывает свое отношение к описываемому предмету, делает его красочнее и выразительнее. В большинстве случаев эпитеты выполняют в предложении функцию определения и представлены прилагательными и причастиями, но могут быть также наречиями и глаголами.

Пример:

  • Волнистые туманы.
  • Сонные березы.
  • Золотая осень.

Метафора — это слова или выражения, которые используются в переносном значении, употребляются для обозначения сходства двух предметов или явлений. Если перевести данное слово с греческого, получится «перенос», «изменение», «перестановка».

Этот прием еще называется неявным сравнением. С его помощью один термин заменяется на другой через аналогию.

Пример:

  • Прорубить окно в Европу.
  • Кот наплакал.
  • Золотые руки.

Метонимия переводится с греческого как «переименование». Данный прием используют при замене слов, между которыми существует смысловая связь.

Пример:

  • Розы в хрустале (Розы в хрустальной вазе).
  • Я прочитал всего Достоевского (книги Достоевского).
  • Суп был вкусный. Он съел целую тарелку (супа).

Синекдоха является разновидностью метафоры и означает использование слова или фразы в переносном смысле на основании количественной взаимосвязи между явлениями.

Справка! При синекдохе осуществляется замена узкого понятия широким и наоборот.

Пример:

  • Покупатель (все покупатели) выбирает самые спелые яблоки.
  • Россия (одна команда) обыграла Шотландию.

Литота это средство языковой выразительности, которое преуменьшает или смягчает какой-либо признак предмета или явления.

Пример:

  • Дюймовочка.
  • Собака не более наперстка.

Гипербола — художественное средство, обратное литоте. Служит для преувеличение смысла и характеристик предмета, чтобы создать более сильные впечатления от предмета.

Пример:

  • Пир горой.
  • Горы по колено.

Сравнение применяется для сопоставления двух предметов или явлений. Обычно отличительной чертой данного приема является использование сравнительных союзов, среди которых «как», «будто», «словно».

Пример:

  • Нежный как поцелуй ребенка.
  • Соленый как слеза.

Аллегорией называется изображение предмета в иносказательном виде. С помощью данного приема художник слова может раскрыть абстрактное понятие добра, зла и жадности в конкретном художественном образе.

К общеизвестным аллегориям относятся:

  • Сердце — аллегория любви.
  • Белый голубь — аллегория мира.

Перифраз это замена наименования объекта, события или явления на описательное выражение их основных и отличительных особенностей или характерных черт.

Пример:

  • Небесное светило (солнце).
  • Царь зверей (лев).

Олицетворение — особый литературный прием, который позволяет оживлять предметы, не принадлежащие к живым существам.

Пример:

  • Взошла звезда.
  • Убежало молоко.

Ирония — троп, используемый для насмешки. Для этого слово или выражение заменяется на противоположное по смыслу. Ирония является разновидностью сатиры, так же как сарказм и юмор.

Пример:

  • Умная головушка – о глупом человеке.
  • Я обожаю (ненавижу) вставать в 5 утра.

Сарказм является высшей степенью иронии. Он представляет собой злую, ехидную шутку над предметом или явлением, которая часто произносится с оттенком горечи.

Пример:

  • Тебя как раз тут не хватало.
  • Повезло тебе, сейчас в больнице отдохнешь. (обращаясь к заболевшему).

Далее представлено видео о тропах:

Синтаксические (Фигуры речи)

Справка! В качестве синтаксических средств художественной выразительности выступают целые предложения или словосочетания, то есть фигуры речи.

Такие конструкции служат для придания тексту экспрессии.

К фигурам речи относятся:

      • Анафора. Повтор одних и тех же слов в начале предложения.
        • Не зря встало солнце, не зря я пошел на работу.
        • Я один не спал всю ночь, я один менял ребенку компрессы.
      • Эпифора. Повтор одних и тех же слов в конце предложения.
        • Я всегда это знал, и ты знала, и мы оба знали.
        • Он сегодня не спал, вчера не спал и позавчера тоже не спал.
      • Инверсия. Сознательное нарушение построения предложения, с целью выделить важное слово логическим ударением. При этом инверсированное слово может быть как в начале, так и в конце предложения.
        • Готовит наша мама лучше всех. (Здесь инверсировано сказуемое).
        • Ночь выдалась спокойная. (Здесь инверсировано определение).
      • Антитеза. Это противопоставление, которое усиливает выразительность речи и чувства, передаваемые автором. Базовое средство антитезы – антонимы.
        • Все хорошее быстро забывается, а плохое остается в памяти надолго.
        • Ученье — свет, неученье — тьма.
      • Градация. Последовательность однородных членов, которые постепенно увеличивают или уменьшают свое значение.
        • Ни майор, ни полковник, ни генерал не смогли придумать план нападения.
        • Листья пожелтели, засохли и опали.
      • Оксюморон. Сочетание противоположно направленных слов.
        • Горячий лед.
        • Холодное пламя.
      • Умолчание. Данный стиль характеризуется тем, что в нем не хватает завершенности выражения мысли.
        • Он мучился…Страдал…И в итоге ушел…
        • Ты не представляешь, что это за новость!.. И что теперь со мной?..
      • Риторический вопрос. Это такой вопрос, который не предполагает ответа.
        • Какой же человек не любит квас в жару?
        • Почему я должен это делать?
      • Риторическое восклицание. Средство выразительности, с помощью которого автор передает высшую степень своих чувств: удивления, испуга, радости.
        • Какой мороз, что за адский холод!
        • Уезжать, так уезжать!
      • Риторическое обращение. Обращение к неодушевлённому субъекту или отсутствующему человеку. В нём основную роль представляет не текст, а тон обращения. Риторическое обращение никогда не потребует ответа и не предполагает в себе вопрос.
        • Время, куда же ты бежишь?
        • Годы, почему вы так быстро несетесь?
      • Параллелизм. Представляет собой одинаковое или тождественное синтаксическое построение целых предложений или отрезков текста. Такой прием помогает создать целостный образ из разрозненных элементов, а в некоторых случаях служит для подчеркивания контраста.
        • Сокол по небу летает, молодец по свету гуляет.
        • То не белая березонька к земле преклоняется, то красна девица родителям кланяется.
      • Парцелляция. Разделение большого предложения на маленькие. Такой прием помогает придать тексту эмоциональную насыщенность, заинтриговать читателя.
        • Он вышел. Чтобы посмотреть в окно. В надежде увидеть нее.
        • Я? Тебе? Что-то обещал? Что именно?
      • Эллипсис. Средство выразительности, при использовании которого поэт опускает слова, которые можно восстановить по смыслу. Данное средство позволяет вовлечь читателя в текст, заставить его задуматься.
        • Я — за карандаш, карандаш — на пол.
        • Ты — налево, я — направо.

Видео о фигурах речи:

Средства художественной выразительности дают возможность не только охарактеризовать какой-либо объект, но и показать всевозможные оттенки смысла. Научитесь разбираться в этих изобразительных приемах и используйте их в своей речи. Это поможет не только лучше понимать литературные произведения, но и доносить до других собственные мысли.



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверь себя
Следите за обновлениями