Вариант 1

Одним из величайших произведений в русской литературе 19 века является поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Эту работу по праву можно считать трудом всей жизни украинского писателя. Главная идея была подсказана Гоголю не менее известным Александром Сергеевичем Пушкиным.

Николай Васильевич рассматривает извечную проблему нравственности и духовности. Так как действия описанных событий происходят в начале 19 века, Гоголь в первую очередь демонстрирует деградацию личности персон дворянского происхождения. Автор показывает читателю, как прогнило насквозь это сословие.

Безделье, жадность, праздный образ жизни — это далеко не полный список того, что по мнению Гоголя разрушает духовный мир человека. Николай Васильевич противопоставляет материальные богатства и моральные ценности: жадность и накопительство ведут к саморазрушению личности.

Очерёдность помещиков, в которой автор знакомит их с читателем, также не случайна: каждый последующий персонаж находится на ступень ниже предыдущего. Если Манилов только вначале пути духовного саморазрушения, то Плюшкин уже мертв внутри.

Главный герой, за которым читатель следует по страницам произведения, также является дворянином. Но он ничем не лучше прочих. Гоголь выделяет этот образ лишь потому, что Чичиков символизирует наступление нового времени, наполненного свежими идеями.

Особенностью главного персонажа является то, что он не сидит на месте, как прочие дворяне в своих имениях. Активные действия отличают Чичикова от обленившихся помещиков, которые замерли в своем развитии: молодой человек стремится разбогатеть путем махинаций с бюрократической системой. С помощью этого контраста автор показывает читателю, что на смену уже изжившему себя поколению «богатых и одновременно бедных людей» приходит новое поколение, жаждущее легких денег. Однозначно все эти персонажи заслуживают осуждения.

Надежду Гоголь возлагает на честный и трудолюбивый народ, который несмотря на все тяготы и бедность остаётся силён духом. Николай Васильевич верит, что именно среди простых людей найдутся богатыри, которые победят нравственную деградацию российского общества.

Вариант 2

Поэму «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя по праву можно назвать бессмертным произведением, так как затронутые автором темы не теряют актуальности во все времена. После ее прочтения можно в очередной раз убедиться, что проблема духовности и нравственности личности напрямую связана с проблемой алчности и коррупции. Гоголь демонстрирует читателю, что в стремлении разбогатеть человек пренебрегает духовными ценностями и деградирует как личность.

Действие происходит в начале 19 века, когда дворянство как сословие уже изжило себя. Гоголь прекрасно понимал, что сложившиеся устои наносят непоправимый ущерб нравственной составляющей российского общества и необходимо что-то менять. Николай Васильевич не дожил до момента, когда крестьянское сословие получило свободу, однако печальные образы его героев лишь подтверждают необходимость проведения реформ.

Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин — это представители старого поколения. Они, казалось бы, имеют уже достаточные богатства и могут жить в свое удовольствие, но им все мало. Они уже давно распрощались со своими моральными принципами в погоне за деньгами.

Чичиков олицетворяет собой новое поколение ещё не разбогатевших людей, однако уже имеющих свежие идеи лёгкого заработка. Он мошенник, ищущий способы обмануть систему. Его действия можно расценивать как аморальные: у него абсолютно нет угрызений совести, что он пытается разбогатеть за счёт мёртвых людей.

Гоголь возлагает надежды на простой народ, который ещё погряз в жадности и алчности. Автор верит в то, что среди бедняков найдутся те самые «богатыри», которые встанут на защиту моральных принципов и нравственности российского общества.

В наше время актуальны всё те же проблемы: зажиточные чиновники погрязли в коррупции и никак не могут утолить свою жажду денег. При этом рядовой человек страдает от несовершенства системы. Ужасает то, отношение людей к деньгам с годами становится всё более однотипным до безобразия: они становятся смыслом жизни для всех слоев населения, и для их получения все средства хороши. Проблема духовности и нравственности русского человека с годами становится все острее и сильнее.

Вариант 3

Одним из произведений русской литературы начала 19 века, которое по праву можно считать шедевром русской мысли, является поэма Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души».

Сюжет на первый взгляд может показаться незамысловатым : молодой дворянин Чичиков разъезжает по помещичьим имениям с целью скупить закладные на умерших или сбежавших крестьян. В дальнейшем он планирует получить в банке ссуду под залог «мертвых душ».

Название поэмы «Мёртвые души» можно воспринимать буквально, однако идея произведения намного глубже. В глазах Гоголя именно помещики были мертвы внутри. Они уже давно деградировали из-за своего образа жизни, мышления и жадности. Помещики наносили непоправимый ущерб материальной и духовной составляющей российского общества.

Ценности, которые лежали мертвым грузом на их складах, могли принести больше пользы экономике страны будучи в обороте. А плодотворная работа на помещичьих хозяйствах могла бы способствовать духовному развитию как хозяина, так и его крестьян. Однако сложившиеся испокон веков устои и образ мышления тормозили развитие дворянского сословия. Николай Васильевич считал его прогнившим и паразитирующем.

Есть в этой поэме и «живые души»: это крестьяне, которые трудятся не покладая рук и растут в духовном плане. Именно они могут спасти российское общество от полной деградации благодаря своему усердию и старанию.

Уже в то время Гоголь понимал, что помещичья форма хозяйствования и крепостное право являются препятствием для развития и процветания России. Несмотря на то, что автор не дожил до отмены крепостного права, он всем сердцем верил в светлое будущее и предвидел грядущие перемены.

Поэма «Мертвые души» заставляет задуматься о смысле жизни, пересмотреть свои взгляды на ценность материальных благ, а также осознать необходимость духовного развития.

Вариант 4

Николая Васильевича Гоголя всегда волновало будущее России. В своих произведениях он старался запечатлеть образ жизни и устои общества своего времени, а также дать оценку происходящему. В поэме «Мёртвые души» автор описывает помещичью Россию, обнажая все её недостатки и деградацию.

По сюжету главный герой Чичиков путешествует по помещичьим хозяйствам и знакомится с жизнью ее обитателей. Гоголь демонстрирует пять типичных образов помещиков начала 19 века.

Первое впечатление о Манилове довольно приятное: бескорыстный, любезный и гостеприимный хозяин. Но поразмыслив над его поступками можно прийти к выводу, что все это лишь видимость и его слова пусты. Он привык угождать и обхаживать нужных ему людей. У него куча планов, которым не суждено сбыться. При этом Манилов уже давно забросил уход за своим имением. Его нельзя обвинить в жадности, однако деградация личности очевидна.

Коробочка в отличие от Манилова активно занимается своим хозяйством. Однако её действия обусловлены заложенной в ее воспитании программой. Она действует по накатанной схеме: взращивает, продаёт, покупает, чинит. Коробочка не способна придумать что-то новое или смотреть шире своего узкого кругозора. Гоголь называет её «дубинноголовой».

Ноздрев активный и общительный человек, который любит принимать гостей, а также посещать различные мероприятия. Он даже имеет собственные увлечения (например, разводит собак). Но и этот персонаж не лишен пороков. Это подлый человек, способный подставить или унизить кого угодно. Ноздрев привык много сочинять и врать окружающим: его рассказы не только лживы, но и нелепы. Он ничего не доделывает до конца: брошенный ремонт, поломанная шарманка, пустые стойла. Несмотря на большое количество природной энергии, этот человек расходует её впустую, а порой даже во вред окружающим.

Собакевич напротив отличается своей хозяйственностью. Его имение достаточно прибрано и добротно сделано. Однако Гоголь заостряет внимание на деталях: куда ни глянь везде царит безвкусица, грубая неуклюжая работа. Он не старается сделать мир вокруг себя лучше. Собакевич боится упустить выгоду: при продаже мёртвых душ он всячески пытается завысить их цену. Этот образ можно назвать «помещиком старой закалки».

Заключительным персонажем среди помещиков является Плюшкин, которого автор считает наиболее деградировавшим. Он живет накопительством. Плюшкин тащит в дом абсолютно всё, что найдет. В итоге его имение забито хламом, который гниет и портится. Жадность Плюшкина не знает границ: он не может расстаться ни с одной вещью, но при этом ходит в обносках. Про этого человека однозначно можно сказать, что он давно мёртв внутри.

После прочтения поэмы читатель осознаёт то, что дворянское сословие уже изжило себя. Помещики не приносят пользу ни государству, ни обществу, а лишь тормозят его развитие как в экономическом плане, так и в духовном плане.



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверь себя
Следите за обновлениями