Одним из основных критериев различения между дисграфическими и орфографическими ошибками является нарушение принципов письма. Дисграфические ошибки нарушают фонетический принцип письма, искажая звуковой состав слова, и часто наблюдаются в сильных фонетических позициях, таких как ударная позиция для гласных или перед гласной для согласных. Орфографические ошибки, с другой стороны, связаны с нарушением морфологических, грамматических и традиционных принципов письма, и чаще всего наблюдаются в слабых фонетических позициях.

В начальной школе обычно изучаются основные виды орфограмм, такие как заглавная буква в словах, буквы после шипящих в сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу, сочетания чк, чн, разделительный мягкий/твердый знак, двойные согласные, корневые орфограммы (безударные гласные, парные глухие звонкие согласные, непроизносимые согласные), правописание предлогов и приставок, правописание «не» с глаголами, и безударные падежные окончания разных частей речи.

Названия двух типов ошибок могут привести к неверной догадке, что только дисграфические ошибки вызываются специфическими механизмами дисграфии. Однако, как показывают наблюдения многих авторов, у детей с нарушениями письма есть тесная связь между дисграфическими и орфографическими ошибками. Это неудивительно, поскольку фонетическое письмо и письмо по правилу обеспечиваются сходными когнитивными механизмами.

На начальных этапах обучения письму на первый план выходят трудности усвоения графики, что может приводить к дисграфическим ошибкам.

В начальных этапах обучения письму дети часто сталкиваются с трудностями усвоения графики, то есть дисграфическими ошибками. С ростом сложности орфографического материала и опыта письма, орфографические ошибки становятся более преобладающими. Правила графики усваиваются быстрее, чем орфография, которая остается сложной и требует долгой практики. Многие авторы, такие как Прищепова (2006), Корнев (2003) и Величенкова (2015), замечают тесную связь между дисграфическими и орфографическими ошибками у детей с нарушениями письма. Обычно у этих детей, помимо специфических ошибок, таких как пропуски, смешения и перестановки букв, имеется также множество «ошибок на правило». Это объясняется тем, что фонетическое письмо и письмо по правилу основаны на сходных когнитивных механизмах.

Подробнее рассмотреть различные типы дисграфических ошибок, примеры и комментарии к ним, сопоставить их с орфографическими ошибками можно в статье Официальные рекомендации по работе с дисграфией.



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверь себя
Следите за обновлениями