«Дом с мезонином» Антона Чехова – это произведение, которое олицетворяет зарождение и увядание чувств, а также освещает остросоциальные проблемы. Рассказ представляет собой воспоминания художника, который вспоминает время, проведенное у своего приятеля.
Основным мотивом рассказа является тема любви и ее изменчивости. События развиваются в конце XIX века в Российской империи, в одной из губерний, обозначенной буквой «Т».
Главные герои
В рассказе «Дом с мезонином» главными героями являются:
- Художник – рассказчик, чьими глазами мы видим события и проникаем в мир произведения. Он предстает перед нами как праздный молодой человек, но в то же время спокойный и уравновешенный, обладающий некоторой философской глубиной.
- Лида – серьезная и решительная девушка, строгая как к себе, так и к окружающим. Она мечтает о процветании народа, что отражает ее социальную активность и стремление к изменениям.
- Женя (Мисюсь) – младшая сестра Лиды, отличается сентиментальностью и романтическим складом ума. Ее характер подчеркивает контраст между сестрами и добавляет разнообразия в образы героев.
Другие важные персонажи включают:
- Петр Петрович Белокуров – помещик, молодой человек, неспособный к самостоятельным действиям, характеризующийся инерцией и безвольностью.
- Екатерина Павловна Волчанинова – мать Лиды и Жени, предстающая как добрая и мягкая женщина, чье влияние на дочерей играет важную роль в сюжете и развитии событий.
Краткое содержание
Глава I
Художник, вспоминая события из прошлого, описывает свою праздную жизнь в имении помещика Белокурова. Его дни наполнялись чтением книг, прогулками и созерцанием окружающей красоты, проникнутой спокойствием и безмятежностью. Однако однажды, во время одной из своих прогулок, художник случайно забрел в незнакомую усадьбу.
Пройдя мимо белого дома с террасой и мезонином, он обратил внимание на двух девушек, которые привлекли его внимание. Старшая из них была тонкой, бледной и очень красивой, с выражением лица, полным строгости и глубины. В то время как младшая сестра, хоть и также тонкая и бледная, казалась более живой и непосредственной, проявляя больше эмоций и жизненной энергии.
После случая с незнакомой усадьбой, когда художник гулял в компании Петра Петровича Белокурова, к дому подъехала рессорная коляска, в которой находилась одна из девушек, которую он видел ранее. Оказалось, это была старшая из дочерей Екатерины Павловны Волчаниновой, Лидия. Она обратилась к Белокурову с просьбой помочь погорельцам из соседнего села, оставшимся без крова после пожара. Затем Лидия пригласила Петра Петровича и его гостя на ужин.
Белокуров рассказал художнику, что Лидия работает учительницей и гордится этим. Ее младшую сестру, которую называют Мисюсь, пока еще считали маленькой и несовершеннолетней.
Пребывание в гостях у семьи Волчаниновых полностью очаровало художника. В атмосфере их дома все казалось свежим и чистым благодаря присутствию Лидии и Мисюсь, и вся обстановка пронизывалась чувством порядочности.
Глава II
Художник ощущал, что Лида не испытывает к нему симпатии, несмотря на свою вежливость и доброжелательность. Он понимал, что для нее важны иные ценности, и ее неприязнь к его занятию и стилю жизни была очевидной. В то время как Лида глубоко прониклась социальными вопросами и стремилась помогать нуждающимся, художник предпочитал сосредоточиться на красоте природы и искусства, не обремененном социальными обязанностями.
В отличие от Лидии, Мисюсь была более легкой и беззаботной натурой. Ее интересовали книги, прогулки и радость жизни, а она не носила на сердце столь серьезные вопросы, как ее старшая сестра. Женя была обаятельной и интеллигентной, и ее общение с художником было для него приятным и легким.
Взаимоотношения между Лидой и матерью, а также между Лидой и Мисюсь, были наполнены уважением и пониманием. Мать чувствовала гордость и тревогу за свою старшую дочь, опасаясь, что ее гражданская деятельность может мешать ей найти личное счастье. Художник наблюдал за этими взаимоотношениями и много размышлял о том, почему его друг не может выбрать между Лидой и Женей, отдавая предпочтение своей сожительнице.
Глава III
Лида рассказала матери о князе, который приехал в Малоземов и пообещал открыть больницу. Однако она случайно задела художника, который находился в гостях, заметив, что такие вопросы не привлекают его внимания.
Между Лидой и художником вспыхнул ожесточенный спор. Лида утверждала, что улучшить жизнь простого народа можно, обеспечив его школами, больницами и аптеками. В то время как художник считал, что настоящая проблема заключается гораздо глубже, и что народ никогда не сможет подняться, пока его тревожат «голод, холод, животный страх и бесконечный труд».
Лида настаивала, что главная цель культурного человека — служить своим ближним, и что она действует правильно. Художник же предложил взять на себя часть обязанностей, чтобы крестьяне почувствовали себя свободнее, утверждая, что все усилия Лиды — бесполезны.
Молодые люди не могли прийти к общему мнению. Заметив, что его присутствие приводит Лиду в уныние, художник решил попрощаться и ушел домой.
Глава IV
У ворот дома стояла Женя, готовая проводить героя. В этот момент художник был очарован молодой девушкой, которая с восторгом слушала его и смотрела на него. Мисюсь призналась, что не скрывает от матери ничего и должна сразу ей все рассказать.
На следующий день, придя в дом Волчаниновых, художник был удивлен узнать, что Женя с матерью уехали к тете, в Пензенскую губернию, а зимой планируют уехать за границу. Из записки от Мисюсь герой узнал, что Лида категорически возражала против их отношений, и они с матерью вынуждены были согласиться с ее решением.
Спустя несколько лет художник узнал от Белокурова, что Лида до сих пор работает учителем в школе, а Мисюсь пропала и ее местонахождение неизвестно. Он с грустью вспоминал о нежной и влюбленной в него девушке и до сих пор мечтал встретить ее снова…
В итоге, художник не встречался с Женей с тех пор, как она уехала с матерью, но надеется на встречу с ней в будущем. Лида, несмотря на противостояние отношениям между Женей и художником, настаивает на их уезде. Женя, под влиянием Лиды, покидает дом, уезжая с матерью в Пензенскую губернию, и позднее исчезает, оставив свое местонахождение неизвестным.