В романе-эпопее Л. Толстого “Война и мир” отображены не только важные исторические события, но и судьбы людей. Писатель уделяет внимание переживаниям, чувствам и поступкам своих героев. Автор особо выделяет Андрея Болконского и Пьера Безухова, духовные искания которых не прекращаются на протяжении всей жизни.
Князь Андрей Болконский богат и занимает видное положение в обществе. Но в светском кругу, где герой вращается, он чувствует себя словно задыхающимся. Нравственные искания Болконского усиливаются ощущением замкнутости и суеты в обществе. Принятые в то время балы и светские забавы он считает бесполезными. Сдержанный и серьезный князь ищет нечто большее, чем эти мимолетные развлечения.
Не только светская жизнь тяготит героя. Ожидание первенца тоже не приносит ему радости. Чувствуя свое изменение отношения к жене, Андрей предостерегает Безухова от женитьбы до тех пор, пока “не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно…».
Единственной возможностью вырваться из тесной обыденной жизни на тот момент князь видит в участии в войне против французов. Хотя он и считал Наполеона выдающейся личностью, но на первое место встает защита Отечества. Восхищение каким-либо человеком не означает безоговорочного согласия с его действиями.
Пик духовных исканий Болконского наступает после сражения под Аустерлицем. Лежа под дубом после тяжелого ранения, он обретает новый смысл жизни. Небо над головой Андрея кажется ему таким величественным, что все прежние мечты и цели становятся маленькими и ничтожными. Он понимает, что только простые человеческие радости делают жизнь прекрасной.
Ранение под Аустерлицем явилось переломным моментом для Болконского. Вернувшись и оставив службу, он направляет все силы на устройство семейной жизни. Но ряд драматических событий, среди которых смерть жены, ввергает его в депрессию и уныние. В поисках своего места жизни князь не один раз мечется между службой, вспыхнувшими чувствами к Наташе Ростовой, воспитанием сына.
Пьер Безухов в начале романа предстает слабохарактерным и несколько наивным молодым человеком. Разочаровавшись в семейных отношениях после женитьбы на Элен Куракиной, Пьер хочет приносить пользу обществу. Он увлекается идеями равенства и братства, что приводит его к масонам. Также Безухов хочет распространить равенство и в общественном устройстве. Он отдает распоряжения о строительстве школ и больниц для крестьян, чтобы облегчить их участь. Но его приказы не выполняются, убеждения братства масонов оказываются поверхностными, а сами они – лживыми и корыстолюбивыми.
После очередных неудач Пьеру вновь приходится начинать свои поиски сначала. Как и Болконский, вдохновленный патриотизмом, Безухов идет воевать с французами. Он даже задумывает убить Наполеона, которым до этого восхищался. Но неопытность и легкомыслие Пьера проявляются и здесь. В результате ряда неудачных поступков он попадает в плен. Здесь, проведя месяцы в неволе, Безухов переосмысливает свое миропонимание. Это происходит благодаря Платону Каратаеву, под влиянием которого Пьер понимает, что счастье человека состоит в удовлетворении простых потребностей.
Вернувшись из плена, Безухов начинает лучше понимать себя и окружающих. Именно это помогает ему выбрать жизненный путь, обрести любовь и создать семью. Он говорит: “человек должен быть счастлив”. Эти слова выражают кардинальное изменение во взглядах и объединяют с духовными исканиями Андрея Болконского.
В образах Болконского и Безухова есть как отличия, так и сходства. Обладая разными характерами, они одинаково пытаются найти место в жизни. Если герои встречаются с неудачей в личной жизни, то обращаются к желанию принести благо обществу, вдохновляясь патриотическими порывами.
Сначала восхищаясь одной личностью, Болконский и Безухов меняют свое отношение к ней. У Безухова место великого полководца занимает простой крестьянин Платон Каратаев. Болконский же обращается к обустройству жизни в имении и воспитанию сына.
Оба героя, хотя и сталкиваются с разными обстоятельствами, приходят к одному и тому же выводу. Человек должен быть счастлив, и счастье это заключается в простой жизни. Но для того чтобы осознать это, может потребоваться длинный путь переломных духовных исканий.