Что такое эпифора

В русских произведениях авторы используют тропы и стилистические фигуры. Одну из них разберем в статье.

Эпифора — это стилистический прием или фигура, заключающийся в повторении одинаковых слов, слогов, группы слов в конце каждой нескольких последовательных предложений или стихотворений (часто заменяет рифму), и служит для усиления выразительности в тексте. Относится к синтаксическим поэтическим средствам. Термин эпифора в переводе с древнегреческого означает «добавление, повторение». Например:

Из бездны бедствий и страданий я повышаю голос на тебя,
Нирвана!
Да придет царствие твое на земле и на небесах,
Нирвана!
Казимир Пшерва-Тетмайер.

Средства поэтические  – это слова или фразы, целью которых является окраска строки. Используется для усиления основного смысла фразы в литературе и в риторике, когда говорящий несколько раз повторяет одно и то же, стараясь убедить.

Эпифора выполняет функции:

  • поэтическую, когда фокусируется внимание на тексте;
  • гомологическую, приносящую каждый раз тот же звуковой материал. При помощи этого приема можно усилить смысл сказанного, интонацию рассказчика. Передать собственное отношение к предмету или явлению, о котором идет речь.

Эпифора это

Разновидности

Каждое произведение может изобиловать различными стилистическими средствами, а может быть лишенным их полностью.

Различают четыре вида средств стиля:

  1. фонетические звуковые инструменты языка,
  2. морфологические строительство слова, поиск новых терминов,
  3. синтаксические установление определенного порядка слов в предложении,
  4. лексические связанные со значением, придание неодушевленным предметам или абстрактным понятиям черт живых существ.

Эпифора делится на три вида:

  • грамматическая, когда в конце строк звучат одинаковые звуки, то есть это является идеальной рифмой. Довольно часто встречается в детских стихотворениях и загадках:

«Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме».
Агния Барто.

  • лексическая, когда одни и те же слова многократно повторяются. Используется в песнях, особенно в их припевах.
  • риторическая, когда повторяются восклицания или риторические обороты. Этот прием свойственен эпосу, он украшает легенды, сказания. Поэты используют его, взяв первую строфу за основу последней, с изменениями.

Отличие от анафоры

Если эпифора характеризуется повторами в конце строк или предложений, то анафора наоборот – в начале.

Важно! Анафора — стилистическая фигура, противоположная эпифоре, умышленное повторение одного и того же ключевого слова или выражения в начале следующих сегментов высказывания:

Быстро просыпайся, быстро вставай.
Быстро, быстро, остывает кофе!
Быстро, чисти зубы и мой руки!

Цель анафоры – выдвинуть повторяющиеся слова на первое место, акцентировать на них внимание, чтобы слушатель обязательно запомнил, в то время как эпифора делает усиление в конце предложения или строки и может быть рифмой в стихе или песне. Анафора не может быть рифмой.

Применение эпифоры

Наше ежедневное общение – это обмен идеями, состоящими из одних и тех же слов. А что можно сделать со словами, кроме того, как поставить их в предложениях? Поэтому очевидное и простое применение любых стилистических фигур – это, конечно, обогащение культуры человеческой речи этими элементами. Примеры эпифор и анафор, а также их использование в разговорной речи приемлемы с точки зрения выбора темы для рассмотрения. Это может быть просто слишком эмоциональная, возбужденная речь: «А я сказала – выйди отсюда! Кому я говорю – выйди отсюда!»

Справка! Повтор слов или словосочетаний в литературе придает связность, на них фиксируется внимание читателя и усиливается роль в тексте: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» Н.В. Гоголь. Это риторическая эпифора.

Поэты особенно любят этот прием:

«Иной клянётся страстью пылкой,
Но, коли выпито вино,
Вся страсть его на дне бутылки…
Давным-давно… Давным-давно…
Влюблённым море по колено,
Я с ними в этом заодно,
Но караулит всех измена…
Давным-давно… Давным-давно».
Александр Гладков.

В современном обществе начала развиваться новая функциональная разновидность – язык рекламы. Это одновременно является и коммерческим предложением для покупателя, и одновременно авторским текстом. Поэтому текст должен обязательно обратить на себя внимание, а значит необходимо использование повторов, в частности лексической эпифоры. Рекламный текст в виде диалога между фирмой и клиентом, где использованы два приема – эпифора и конструкция «вопрос-ответ»:

«Буксировка с места аварии? – Да! Фирма «Гарант».
Ремонт в дороге? – Да! Фирма «Гарант».
Доступные цены? – Да! Фирма «Гарант»».

Русский язык является богатейшим источником возможностей использования различных стилистических фигур.

Полезное видео

Про эпифору и другие средства выразительности в литературе.



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверь себя
Следите за обновлениями
Подпишись на Путь к знаниям

Здесь ты найдёшь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.

Подписаться!