Во все времена человек стремился к тому, чтобы другие люди понимали его как можно лучше. Это касается людей всех профессий, в особенности писателей и поэтов. Язык призван выражать это стремление, материализуя мысли и образы, рождающиеся в голове. Именно поэтому он так богат различными стилистическими фигурами, особое место среди которых занимает гипербола. В статье подробно разберем что такое гипербола, примеры, как она выглядит.
Содержание
Использование в литературе
Гипербола — это стилистическая фигура очевидного, нескрываемого, намеренного преувеличения. Слово греческого происхождения, дословно означает «избыточность, чрезмерность».
Как и другие фигуры речи, гипербола используется в тексте, когда автор хочет придать ему выразительность, украсить его. Речь идет о художественных текстах – в научной статье, например, ее встретить нельзя.
Писатели прибегают к этому приему, чтобы подчеркнуть мысль, заострить внимание читателя на объекте, действии или явлении. Целью является создание запоминающегося и яркого образа, так же с ее помощью писатели поражают и впечатляют читателя. Часто к гиперболе прибегают, чтобы привнести в текст эмоциональности – эмоция может быть любая – или создать комического героя или ситуацию.
Значение в литературе
Ни одно художественное произведение не может обойтись без гиперболы. Жанр произведения при этом может быть любой. На преувеличениях всего и вся строятся былины и сказки, вообще весь фольклор. Русская классика 19-20 века дает множество примеров как в прозаических, так и в поэтических произведениях. Задача любого автора – сделать текст интересным и важным читателю, донести свою мысль, идею.
В литературе гипербола позволяет сделать это максимально ярко и явно, потому что на нее невозможно не обратить внимание. В этом и состоит ее основная функция – нарисовать в сознании читателя такой образ, который неизбежно заставит вдуматься в него, который впечатлит и запомнится.
Гипербола в литературе применяется в зависимости от того, как автор решил использовать ее в тексте. Можно выделить несколько видов:
- Метафорические основаны на сравнении. Пример: «Обещал золотые горы, оказалось, обманывал».
- Фразеологические выражаются использованием устойчивых выражений. Пример: «Этот конь был быстрый как молния и черный как ночь».
- Количественные можно отличить по употреблению числа автором. Пример: «Тысячи идей возникали в его голове».
Как найти гиперболу в тексте
В тексте можно найти, обратив внимание на предметы или явления, которые не могут существовать в действительности в том виде, какими их описывает автор. Пример: «Эта собака была размером со слона». Очевидно, что не существует собак таких размеров, но автор хочет дать понять, что животное было очень большим, и использует для этой цели гиперболу.
Что такое в русском языке
Мы используем эту фигуру речи постоянно, зачастую даже не замечая этого. Наверняка каждый произносил выражение «Я сто раз тебе говорил» или «Он мчится со скоростью света». Гипербола позволяет донести мысль более емко, ярко и быстро. .
Гиперболизация
Гиперболизация же – это процесс, механизм, с помощью которого эта фигура создается. Например, само слово «вагон» не является гиперболой. Но если мы говорим: «Да там этих яблок целый вагон», то происходит процесс гиперболизации. Автор намеренно преувеличивает количество яблок, и слово «вагон» употребляется как гипербола.
Гипербола, как и другие тропы, делает речь ярче, богаче и выразительнее. Прибегая к использованию этого приема, писатели украшают свои тексты, выделяют их среди других. Но следует помнить, что все хорошо в меру: избыточное преувеличение может исказить первоначальный смысл.
Полезное видео
Подробное описание на видео ниже.