Различные формы усвоения, закрепления и проверки знаний у школьников по русскому языку вносят в урок разнообразие и увеличение мотивации к изучению предмета. А использование их во внеурочной деятельности повышает интерес к русскому языку. Поощрением для школьников могут быть сладкие призы, канцтовары, грамоты или дипломы (их можно распечатать тут: https://printsol.ru/print-service/pechat-diplomov/)
Содержание
Игра «Футбол по русскому языку»
Класс делится на 2 команды, в каждой группе необходимо выбрать капитана и название команды. С помощью жеребьевки выбирается противник, который бросит мяч первым. Для младших школьников и среднего звена можно использовать настоящий мяч. Каждая команда придумывает вопросы по указанному материалу, возможно пользуясь учебниками или конспектами, и задает их противникам, при этом можно символично бросать мяч в их сторону. Если они не ответили на поставленный вопрос, значит у них гол. Выигрывает команда с наименьшим количеством голов. Участники испытывают азарт и активно участвуют в этой игре.
Сопоставление понятий, анаграммы
Можно заранее подготовить листочки с таблицами, где в одном столбике размещены понятия, а во-втором их определения в разбросанном виде. Ребятам предлагается найти от каждого понятия свое определение. Обозначать их можно стрелками или пронумеровать, чтобы дети сопоставляли цифры.
Также можно предложить решить анаграммы. В каждой анаграмме скрывается слово, только буквы поменяны местами. Конкурс можно проводить на скорость, кто быстрее всех угадает, какое слово зашифровано в анаграмме.
Игра «Следствие ведут знатоки»
Суть задания заключается в том, чтобы угадать, о человеке какой профессии идет речь. Для этого можно вставлять отрывки из произведений классиков, которые изучаются в школе. Свой ответ ребятам придется обосновать и назвать конкретные слова, которые указывают на принадлежность той или иной профессии. Помимо этого полезно, если дети вспомнят о каком произведении и какого автора идет речь.
Конкурс отлично подходит для младших школьников и среднего звена, помимо проверки знаний по русскому языку и литературе, у детей развивается общая эрудиция.
Игра «Аукцион»
Участвует вся аудитория учеников. Принцип тот же, что и в любом аукционе – чье слово будет последним. Можно предложить детям назвать синонимы к одному из слов, предложить перечислить знакомые устаревшие слова или неологизмы. Игру можно корректировать в зависимости от темы урока или мероприятия. Обычно дети с энтузиазмом играют в эту игру, потому что присутствует дух соперничества в хорошем смысле слова.
Работая над устаревшими словами, можно предложить одну из тем, например: оружие, предметы обихода, кухонная утварь и т.д.
Что касается неологизмов, то ребятам будет интересно вспомнить слова на тему гражданской войны, освоения космоса, развития науки и техники и т.д.
Игра «Корректор»
Большой популярностью у школьников пользуются задания, где можно исправлять и зачеркивать и этим можно грамотно воспользоваться. Найти лишнее слово в предложении, отредактировать неправильные заметки и объявления – все это ребята делают с большим удовольствием и пользой дела. Сюда же можно добавлять исправление ошибок в «толковом словаре» Пети Ошибкина.
Для старших школьников полезно проводить это соревнование, используя не бумажный раздаточный материал, а компьютеры. В идеальном варианте можно создать обучающую программу, в которой будут кнопки с правильными и неправильными ответами.
Рабочая обстановка на уроках зависит по большому счету от мотивации обучающихся, особенно это касается подростков, для которых на первом месте общение со сверстниками. Использование на уроках игровых форм деятельности значительно повышает интерес к предмету. Н