Падежи русского языка представлены словоизменительными категориями имени, которые выражение его отношение к иным словам в предложении, означающие предмет, действие или признак.
Многие ученики и даже взрослые люди испытывают серьезные сложности в определении падежа, поскольку плохо разбираются в правилах русского языка. Поэтому нужно понимать, какими пользоваться вопросами, чтобы правильно определить падеж имени существительного. Эта статья поможет подготовиться к ЕГЭ по русскому языку. Так же помочь в подготовке к итоговому экзамену могут тут: https://oxfordeducation.ru/obrazovanie/ege.
Содержание
Понятие
Это словоизменительная категорией изменяемых слов в русском языке. Люди пользуются во время разговоров или письменной речи как изменяемыми, так и неизменяемыми словами. Изменяются имена существительные и прилагательные, а также числительные с местоимениями. Поэтому каждая форма отвечает на разные вопросы, что позволяет определить, к какому падежу она относится.
Падежи являются грамматической формой слова, которая позволяет указать отношение данного имени к иным словам, имеющимся в предложении. Благодаря наличию такого отношения обеспечивается формирование законченной мысли в любом предложении.
Виды
В русском языке можно выделить следующие виды падежей:
Именительный
Он представлен основной формой существительного. Слова отвечают на следующие вопросы: «Кто?», «Что?». Они употребляются исключительно без предлогов. Яркими примерами являются слова: «мир», «жизнь» или «брат». Слова обычно равны имеющемуся корню.
Родительный
Его называют «падежом родства». Слова отвечают на вопросы: «Кого», «Чего?». Они обычно применяются, когда требуется указать на родителя, создателя или владельца: «дочь (кого?) слесаря», «выражения (кого?) директора» или «дома (кого?) руководителя фирмы».
В некоторых случаях родство не прослеживается или понимается в широком смысле слова: «лист осины» или «увеличение зарплаты». При использовании данного падежа могут не применяться предлоги, но иногда применяются следующие варианты: «у, от, для или из».
Дательный
Он считается наиболее «щедрым». Изначально он означал адресата: «дар внуку», «помощь подруге» или «ответ учителю». Поэтому задаются следующие вопросы: «Кому»» или «Чему?». Но сейчас падеж часто выражает понятия, которые не имеют отношения к «дать». Например: «Внимая ужасам войны…». При его использовании применяются предлоги: «к, вопреки, согласно и благодаря».
Винительный
В древнерусском языке слово «вина» означало и «причину». Поэтому можно использовать примеры: «любить дочку», «читать журнал». Слова отвечают на вопросы: «Кого?», «Что?». Поэтому винительный падеж указывает на объект, на которого направляется определенное действие. С ним обычно используются следующие предлоги: «в, про, на, через, за, под».
Творительный
Он означает орудие, которым выполняются различные действия. При его определении применяются следующие вопросы: «Кем?», «Чем?». Пример: «вязать спицами», «управлять машиной» или «ударить битой». Но могут использоваться и места действия, например: «я лечу над Бельгией». Иногда применяется творительный падеж со сравнением: «полумесяцем бровь». Часто используются следующие предлоги: «с, над, меж, за, перед, вместе с, в связи с».
Предложный
Он считается «наипредложнейшим», поскольку применяется только с предлогами: «о, в, на, по, при». Он позволяет определить время и место действия: «в сентябре», «на дворе». Дополнительно он указывает на объект: «о мужчине задумалась женщина». Задаются следующие вопросы: «О ком?», «О чем?».
Для лучшего запоминания школьники и студенты пользуются специальной таблицей.
Таблица падежей
При изучении данной темы еще в третьем классе начальной школы ученики делают специальную таблицу, которая позволяет быстро запомнить вопросы и предлоги:
Падеж | Задаваемые вопросы | Применяемые предлоги |
Именительный | кто? что? | — |
Родительный | кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный | кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный | кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный | кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный | о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
Как определить
Как только будут выучены все падежи, нужно понять, как их правильно различать и определять. Для этого нужно грамотно подбирать окончания, а также задавать вопросы. Наиболее легко задать правильный вопрос от глагола.
Всегда существует два вопроса, поскольку они задаются к одушевленным и неодушевленным существительным. Если приходится работать со сложным предложением, то желательно задать все вопросы по разным падежам, чтобы предотвратить ошибки.
Дополнительно желательно учитывать падежные окончания. При склонении слова по падежам меняется их окончания. Особенности изменения окончаний зависят от части речи, рода, склонения и числа.
Примеры
Для лучшего использования всех падежей желательно самостоятельно изменять конкретное слово. Например:
- Именительный: «моя страна».
- Родительный: «ископаемые моей страны».
- Дательный: «помощь стране».
- Винительный: «люблю страну».
- Творительный: «доволен страной».
- Предложный: «стихи о стране».
Аналогичным образом можно изменить любое другое изменяемое существительное.
Падежные окончания существительных и прилагательных
Для лучшего определения падежей желательно выучить окончания, для чего используется таблица, подходящая для существительных:
Падеж | 1-е склонение, ед.ч. | 2-е склонение, ед.ч. | 3-е склонение, ед.ч. | Множественное число |
Именительный | -а/-я | нулевое; -о/-е ⠀ | нулевое | -ы/-и/-а/-я |
Родительный | -ы/-и | -а/-я | -и | нулевое; -ов/-ев/-ей/-ий |
Дательный | -е | -у/-ю | -и | -ам/-ям ⠀ |
Винительный | -у/-ю ⠀ | нулевое; -о/-е/-а/-я ⠀ | нулевое | нулевое; -ы/-и/-а/-я/-ей/-ов |
Творительный | -ой/-ей | -ом/-ем | -ю | -ами/-ями |
Предложный | -е ⠀ | -е/-и ⠀ | -и ⠀ | -ах/-ях ⠀ |
Аналогичную таблицу можно составить для имен прилагательных и причастий:
Падеж | Единственное число | Множественное число |
Именительный | -ой, ий, ый, ая, ое, ее ⠀ | -ые, ие ⠀ |
Родительный | -ого, его, ой, ей | — ых, их⠀ |
Дательный | -ому, ему, ой, ей | -ым, им |
Винительный | -ой, ий, ый, ую, юю, ое, ее, ого, его, ой, ей | -ые, ие, ых, их ⠀ |
Творительный | -им, ым, ой, ей | -ыми, ими |
Предложный | -ом, ем, ой, ей ⠀ | -ых, их ⠀ |
Какие допускаются ошибки
Во время определения падежа различных имен ученики и даже взрослые люди часто допускают серьезные ошибки, поскольку сталкиваются с трудностями. К самым популярным ошибкам относится:
- плохое знание падежей, задаваемых вопросов, а также окончаний;
- при задавании вопросов к существительным не учитывается связь этих слов с другими словами в предложении;
- не находится слово, от которого зависит существительное;
- возникает путаница при использовании падежей с одинаковыми вопросами;
- не учитывается, какую синтаксическую роль играет имя существительное.
В русском языке существует 6 падежей, которые легко определить, если выучить загадываемые слова и окончания. При серьезном подходе к этому вопросу не будут допускаться серьезные ошибки. Обновлять знания желательно и во взрослом возрасте.
Упростить запоминание поможет видео: