Правописание морфем пол(у) с главными и служебными частями речи русского языка вызывает затруднения при незнании правил по их употреблению. Грамматические ошибки способны испортить впечатление от написанного текста — неважно, является ли он личной перепиской или официальным документом.
Систематизированный подход к этому вопросу позволяет правильно ориентироваться среди случаев определенного написания этих приставок, что исключит дальнейшие ошибки. Проделать это совершенно легко, достаточно провести грамотный анализ информации, чтобы запомнить основные принципы и понять правописание слов с пол-, полу-.
Содержание
Как пишется пол, полу с различными частями речи
Даже те, кто уверенно владеет грамматикой русского языка, зачастую теряются среди правил правописания пол и полу со словами. Чаще других частей речи эти морфемы встречаются как составляющие существительных, имеющих родительный падеж. Для того, чтобы перестать путаться при выборе верного варианта, первоочередное внимание обращают на то, какая буква идет дальше.
Существует три варианта правописания приставки пол- в русском языке:
- Через дефис между приставкой и основой.
- Слитное.
- Раздельное.
Когда пишется через дефис
Использование такого орфографического знака как дефис обуславливается рядом случаев, требующих запоминания для грамотного применения. Употребления разделителя зависит от буквы, которая начинает основу, следующую за приставкой. Здесь действует четыре общепринятых правила, обуславливающих необходимость поставить орфографический знак:
- Если вторая часть сложносочиненного слова начинается на гласную букву.
- Если основа после приставки начинается на букву «л».
- Если основа начинается на заглавную букву, а также считается именем собственным. К таким словам относятся названия городов, стран, континентов, достопримечательностей и т.д.
- Если часть речи уже содержит дефис. В таком случае будут присутствовать два разделения, это не будет считаться ошибкой.
Примеры
Многообразие вариантов, подходящих под условия использования орфографического знака дефис, невозможно охватить рамками образовательной статьи.
- Пол-абрикоса.
- Пол-лимона.
- Пол–Евразии.
Когда пишется слитно
Слитное правописание привычнее, потому как не требует запоминания исключительных случаев, характерных для раздельного или дефисного употребления. Правило слитного правописания исходит из предыдущего пункта:
- Если вторая часть сложной единицы речи, идущая за морфемой, начинается на остальные согласные, кроме «л».
- Также нужно помнить о том, что написание данной приставки с числительными, начинающимися на согласную букву, тоже слитное.
- Если в морфемном составе наречия употреблено впол– в значении «наполовину», то написание также слитное. Здесь не имеет значения гласная или согласная буква стоит после приставки.
Примеры
Единицы языка, употребляющиеся слитно с приставкой огромное количество, поэтому перечислить каждое невозможно:
- Полчаса.
- Полвосьмого
- Вполголоса, вполоборота, вполсилы.
Когда пишется раздельно
Раздельное употребление встречается реже остальных случаев, когда слово пишется слитно или через дефис. Объясняется это наличием дополнительных частей речи, которые делают невозможным использование орфографического разделителя. Регламентируют раздельное употребление два правила:
- Раздельно морфема с существительными пишется в тех случаях, когда между ними стоит согласованное определение или местоимение в притяжательной форме. Тогда три слова пишутся отдельно. При этом если убрать определение, начинают действовать правила слитного или дефисного правописания.
- Употребление слова половина, которое само по себе обозначает часть предмета, обуславливающее написание отдельно от существительного.
Примеры
- Написание «морфема + прилагательное или местоимение»:
- Пол плодового сада.
- Употребление «половина»:
- Половина яблока.
Несложные, хоть и обширные, правила пол-, полу- с главными и служебными частями речи проходят в школьной программе. Но существующая тенденция, направленная на сокращение академических часов для изучения основных школьных предметов, отрицательно сказывается на усвоении материала и способствует обзорному ознакомлению с грамматикой. Потому не каждый досконально помнит и может правильно применить на практике. Однако количество общедоступных справочных материалов способно освежить этот раздел грамматики в памяти желающих.