В литературе есть стилистический прием речи, который называют сравнение — что это такое, по каким правилам создается узнаем в статье.
Стилистическая фигура
Сравнение – это уподобление одного предмета или явления другому, которое подчеркивает их общий признак. Этот образ основан на сопоставлении двух предметов или состояний. Данный приём используют в публицистической, художественной, разговорной речи.
Фраза устал как собака звучит сильнее и передаёт больше информации, чем я очень устал. Сравнения раскрывают мотивы персонажей и углубляют их личность. Сближая два явления, они конкретизируют их, делают полнее и богаче.
Метафора — скрытое сравнение построенное на сходстве. Отличается тем, что уподобление в ней не показано явно и не выражено с помощью союзов «как» , «как будто», «словно». Например: горит костёр рябины красной (Есенин) и рябина красна, как костер.
Эпитет уподобляет явления и предметы в скрытой художественной форме. Чаще всего он выражен в форме прилагательного: янтарные глаза – эпитет, жёлтые, как янтарь, глаза – сравнение.
Поэты употребляют данный троп довольно часто. Чтобы усилить образ и эмоциональную окраску. Например в стихотворении А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.»
Способы образования сравнений
Наиболее распространённый способ образования – форма сравнительной степени прилагательного или наречия:
- Белей чем горы снеговые, идут на запад облака. (Лермонтов).
Они образуются с помощью окончаний: -ее, -е, -ей, -ше. - Более сложной формой являются сравнительные обороты, в которых используются союзы: как, словно, будто, чем, подобно.
Например: Он бежал быстрее, чем лошадь.
Виды сравнений
Существует несколько типов этой стилистической фигуры.
Сравнительный оборот
Оборот образуется при помощи специальных союзов или слова, что в том же значении:
Примеры:
- И царица над ребёнком, как орлица над орлёнком (Пушкин);
- хитёр, как турок;
- красив, что твоя дочурка.
Бессоюзное сравнение
Союзы могут быть опущены, тогда явления связываются в бессоюзном предложении при помощи пунктуации.
- Мой отец – скала, твёрдый и непоколебимый.
- Его слово –золото.
Употребление в творительном падеже
Когда признак уподобления пропускают, предмет, с которым происходит сравнение, употребляют в творительном
падеже существительного.
- Она раненой птицей кричала, оплакивая потерю.
- Враг вихрем прошёлся по нашей земле.
- Он змеёй проскользнул по узкому коридору.
Формы существительных
В сравнительные обороты могут включать существительные в родительном падеже.
Примеры:
- Двигаться с грацией танцора.
- Мчаться со скоростью пули.
Отрицательное сравнение
В отрицательном сравнении предметы и явления не уподобляются, а противопоставляются по какому-либо признаку. В литературу этот приём пришёл из фольклора, где активно употреблялся.
Примеры:
- Как не синее море сколыхалося, царское сердце расходилося. То не кукушка в роще темной кукует рано на заре, – в Путивле плачет Ярославна одна на городской стене («Слово о полку Игореве»).
Слова «похож», «подобен», «напоминает»
Нередко вместо союзов используют особые слова для сравнения.
Примеры:
- Наш кот напоминает грозовую тучу – он чёрный и злой.
- Ты так похож на отца. Ее любовь к сыну была подобна безумию (Горький).
Наречие
Уподобление может осуществляться с помощью наречий:
Примеры:
- выть по-звериному,
- склонить голову по-птичьи,
- по-матерински добрая рука.
«Гомеровское» сравнение
Это развернутое и очень подробное сравнение. В нём автор как будто забывает, что должно быть изображено. Оно характерно не только для античных текстов, но и для русских классиков и постмодернистов. Пример из художественной литературы:
«Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окна почти в одно время два лица: женское, в венце, узкое, длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, изо которых делают на Руси балалайки, двухструнные легкие балалайки…» Н.В. Гоголь.