Понятие красоты – это индивидуальное и изменчивое, каждый трактует его по-своему, ориентируясь на свой опыт или общепринятые представления. Эпитет «красивый» может охватывать разнообразные объекты и явления. Однако, когда мы слышим словосочетание «красивый человек», большинство, вероятно, сначала представляют стандарты красоты, основываясь на своих идеалах и представлениях о пропорциях. В таком представлении уделяется внимание внешности.
Тем не менее, более творчески настроенные люди, обладающие разнообразием чувств, не ограничиваются воображением лишь внешности при представлении о красивом человеке. Лев Николаевич Толстой подчеркивает, что описание человека только по внешним признакам недостаточно для полного понимания его красоты. Красота, по его мнению, включает в себя не только привлекательную внешность, но и поступки человека.
Рассмотрим героиню с «самой обворожительной внешностью» – Элен. При каждой встрече с ней автор подчеркивает ее красоту, описывая «красоту стана», «красивую голову» и «прекрасные плечи». Но за этой внешней красотой скрывается поверхностность и глупость. Толстой демонстрирует, что оценка красоты человека не может ограничиваться лишь его внешними атрибутами. Главный герой, Пьер, осознает, что настоящая красота проявляется в поступках, а не только во внешнем облике.
Когда кто-то впервые видит Элен или лишь поверхностно знаком с ней, обычно замечает ее «обворожительную улыбку». На балах она предстает как светская и тактичная девушка, умеющая вести беседы с любым собеседником. Однако дальнейшее развитие сюжета раскрывает, что одного первого впечатления недостаточно, чтобы окончательно судить о человеке.
Элен часто описывают эпитетами «красивая» и «умная». Но при близком знакомстве Пьер осознает, что у нее нет выдающегося ума: «Пьер, зная, что она была очень глупа», «одна из самых глупых женщин в мире, — думал Пьер». Видимо, ее «ум» преувеличивали как дополнение к ее красоте, чтобы создать более блестящий образ, привлекательный для окружающих. Открытие Пьера заключается в том, что красота Элен, возможно, является поверхностной и может обмануть, а внутренний мир оказывается не таким глубоким, как представлялось. Сам Пьер, влюбившись в ее внешность, позднее сожалел об этом, называя ее «подлой бессердечной породой» и «падшей женщиной». Это подчеркивает идею о том, что внешняя красота не всегда отражает внутренние качества, и иногда она может быть обманчивой.
Очертания Наташи, по первому впечатлению, далеки от идеала: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка» — вот как ее описывают при первом знакомстве в доме Ростовых. Однако у этого персонажа есть нечто загадочное и необычное, что вызывает недопонимание у читателя.
Постепенно, с каждой новой встречей, Лев Толстой предоставляет более детальный портрет Наташи, который демонстрирует ее не как привлекательный объект для ценителей красоты, но как личность, лишенную стандартных черт привлекательности. И вот в этом месте возникает странность: после того, как Наташа участвует в разговоре с одним из персонажей, ей приписывают весьма лестные эпитеты: «Но так была чутка и ловка», «как она мила, красавица будет».
В итоге можно заключить, что красота — это относительное понятие. Невозможно указать на конкретного персонажа и назвать его обладателем «истинной красоты», так как это понятие подобно идеалу «идеального человека» — чисто абстрактно и субъективно. Также становится очевидным, что внешняя привлекательность не всегда является отражением внутренней красоты. В этом контексте справедливо утверждение: «Встречают по одежке, а провожают по уму».