В художественных произведениях тропы играют особенную роль. Усиливают эмоциональный и смысловой диапазон слова. Помогают определить читателю авторское отношение к происходящему. В художественной речи используются тропы: эпитет, метафора, аллегория, гипербола, олицетворение, инверсия, литота, перифраза, сравнение.
Художественный троп
Синекдоха — художественный троп, стилистический прием, являющийся разновидностью метонимии. Употребляется для переносного значения слова. Заменяет слово или группу слов, обозначающих целое (большее) словом, обозначающим его часть (меньшее), общее вместо частного и наоборот.
Синекдоха используется в художественной литературе, в повседневной устной и разговорной речи. Ее употребление придает большую выразительность значению сказанного. Использование тропа сводится к крылатым выражениям или словосочетаниям. Большинство из них заимствованы из произведений художественной литературы. Иногда происходит обратное перемещение: из разговорной речи — в литературу. Например, употребления себя (ед. ч.) во множественном числе.
Не употребляется синекдоха в научном стиле. И из-за низкого уровня читаемости молодежи и подростков можно редко услышать в речи современного юного поколения. Сейчас синекдоха нашла свое применение и активно используется в текстах рекламы.
Отличие от метафоры заключается в том, что замена называемых предметов базируется именно на количественном изменении: вместо множественного числа употребляется единственное, и наоборот. Сходство состоит в том, что как и метафора, синекдоха может быть общеупотребительной и индивидуальной.
Красная шапочка — это образ девочки из сказки Шарля Перро, которая носила шапочку красного цвета. Девочку (целая часть) прозвали по аксессуару гардероба (малая часть целого).
Синекдоха в литературе
Примеры синекдохи в художественной литературе. На употреблении авторами тропа строится выразительность и образность речи в произведениях.
- Единственное число употребляется вместо множественного.
«Лес зазвенел, застонал, затрещал, заяц послушал и вон побежал.» Н. Некрасов.
Лес (ед. ч.) подразумевает все деревья, растущие в нем (мн. ч.) - Множественное число употребляется вместо единственного.
«Мы все глядим в Наполеоны.» А.С.Пушкин.
Под Наполеонами (мн.ч.) подразумевается лишь один, имеющийся в истории полководец Наполеон. - Вместо целого используется только какая-то часть.
«Все флаги в гости будут к нам.» А.С.Пушкин. Под словом флаги (часть государственной атрибутики) подразумеваются целые государства. - Вместо видового названия используется родовое.
«Ну что ж, садись, светило.» В. Маяковский.
Светило употребляется в значении солнце (видовое), а родовое — это другие природные светила: луна, звезды. - Вместо родового значения используется видовое.
«Парк полон был Пушкиным и Языковым.» К. Паустовский. Имеется ввиду, что пейзаж и архитектурное оформление парка воспроизводят картины из произведений писателя. Пушкин и Языковой — это видовое значение.
Полезное видео
Синекдоха — разновидность метонимии.