Именно язык является одним из главных средств выражения художественной жизни в литературе, именно он является главным инструментом для передачи информации. Важно понимать и искусно применять богатства родного языка, его тончайшие оттенки и аспекты. В данной статье пойдет речь о многообразии средств художественной выразительности в русском языке.
Содержание
Для чего нужны средства художественной выразительности
Такие средства применяются в разговорном, научном, публицистическом и художественном стилях, но особую значимость приобретают в литературных произведениях.
Именно с их помощью авторам удается сделать образы своих героев ярче и выразительнее, а также быстрее донести до читающих главный смысл своего творения. Читателям, в свою очередь, эти приемы помогают полностью погрузиться в повествование и пережить все события так, как будто они сами там присутствовали.
Здесь ты найдёшь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
Художественные средства поэтического языка обогащают и оживляют стихотворные образы. Поэты используют их для создания более живописного произведения, которое привлечет к себе внимание читателя и разбудит его фантазию. Эти приемы помогают лучше понять внутренний мир автора и глубокий смысл стихотворения.
Фонетические средства
Фонетические средства образуют особую связь между словами и создают живописные и цепляющие образы с помощью
 умелого использования звуков. По этой причине тих еще называют звуковыми. Выделяют 3 вида  фонетических средств художественной выразительности.
Ассонанс
Ассонансом называют повторение в речи одинаковых гласных звуков. Так как у каждой гласной своя продолжительность и характер звучания, этот прием позволяет объединить различные слова и выделить их на фоне остального текста особой мелодичностью ритма и гармонией.
Еще одним способом использования ассонансного метода является создание особого вида рифмы. В таких случаях говорят, что это неточная или ассонансная рифма. Эта рифма созвучна только с гласными звуками.
Пример:
- Назвался груздем — полезай в кузов.
 - Вечер, свечи, чьи-то речи.
 
Аллитерация
В основе аллитерации лежит повторение в речи одного или нескольких одинаковых согласных, вызывающих звуковые ассоциации. Благодаря данному средству автор создает более выразительные образы предметов и явлений. Таким образом, аллитерация придает тексту особую экспрессивность.
Пример:
- Громкий рокот мотора.
 - Еле слышный шорох шин.
 
Звукоподражание
Данное средство состоит в использовании звуков, воспроизводящих окружающую действительность, а также создание специальных слов, которые напоминают подобные звуки. Так создается эффект выразительности.
Пример:
- Тук-тук.
 - Мур-мур.
 - Чирик-чик-чик.
 
Подробнее о фонетических средствах художественной выразительности можно узнать из видео:
 
Лексические средства
Лексические средства художественной выразительности представлены тропами.
Далее представлены наиболее распространенные тропы.
Эпитет — одно слово или целая фраза, которая придает яркую выразительность предложению или всему тексту. С помощью данного средства автор показывает свое отношение к описываемому предмету, делает его красочнее и выразительнее. В большинстве случаев эпитеты выполняют в предложении функцию определения и представлены прилагательными и причастиями, но могут быть также наречиями и глаголами.
Пример:
- Волнистые туманы.
 - Сонные березы.
 - Золотая осень.
 
Метафора — это слова или выражения, которые используются в переносном значении, употребляются для обозначения сходства двух предметов или явлений. Если перевести данное слово с греческого, получится «перенос», «изменение», «перестановка».
Этот прием еще называется неявным сравнением. С его помощью один термин заменяется на другой через аналогию.
Пример:
- Прорубить окно в Европу.
 - Кот наплакал.
 - Золотые руки.
 
Метонимия переводится с греческого как «переименование». Данный прием используют при замене слов, между которыми существует смысловая связь.
Пример:
- Розы в хрустале (Розы в хрустальной вазе).
 - Я прочитал всего Достоевского (книги Достоевского).
 - Суп был вкусный. Он съел целую тарелку (супа).
 
Синекдоха является разновидностью метафоры и означает использование слова или фразы в переносном смысле на основании количественной взаимосвязи между явлениями.
Пример:
- Покупатель (все покупатели) выбирает самые спелые яблоки.
 - Россия (одна команда) обыграла Шотландию.
 
Литота это средство языковой выразительности, которое преуменьшает или смягчает какой-либо признак предмета или явления.
Пример:
- Дюймовочка.
 - Собака не более наперстка.
 
Гипербола — художественное средство, обратное литоте. Служит для преувеличение смысла и характеристик предмета, чтобы создать более сильные впечатления от предмета.
Пример:
- Пир горой.
 - Горы по колено.
 
Сравнение применяется для сопоставления двух предметов или явлений. Обычно отличительной чертой данного приема является использование сравнительных союзов, среди которых «как», «будто», «словно».
Пример:
- Нежный как поцелуй ребенка.
 - Соленый как слеза.
 
Аллегорией называется изображение предмета в иносказательном виде. С помощью данного приема художник слова может раскрыть абстрактное понятие добра, зла и жадности в конкретном художественном образе.
К общеизвестным аллегориям относятся:
- Сердце — аллегория любви.
 - Белый голубь — аллегория мира.
 
Перифраз это замена наименования объекта, события или явления на описательное выражение их основных и отличительных особенностей или характерных черт.
Пример:
- Небесное светило (солнце).
 - Царь зверей (лев).
 
Олицетворение — особый литературный прием, который позволяет оживлять предметы, не принадлежащие к живым существам.
Пример:
- Взошла звезда.
 - Убежало молоко.
 
Ирония — троп, используемый для насмешки. Для этого слово или выражение заменяется на противоположное по смыслу. Ирония является разновидностью сатиры, так же как сарказм и юмор.
Пример:
- Умная головушка – о глупом человеке.
 - Я обожаю (ненавижу) вставать в 5 утра.
 
Сарказм является высшей степенью иронии. Он представляет собой злую, ехидную шутку над предметом или явлением, которая часто произносится с оттенком горечи.
Пример:
- Тебя как раз тут не хватало.
 - Повезло тебе, сейчас в больнице отдохнешь. (обращаясь к заболевшему).
 
Далее представлено видео о тропах:
 
Синтаксические (Фигуры речи)
Такие конструкции служат для придания тексту экспрессии.
К фигурам речи относятся:
- Анафора. Повтор одних и тех же слов в начале предложения.
- Не зря встало солнце, не зря я пошел на работу.
 - Я один не спал всю ночь, я один менял ребенку компрессы.
 
 - Эпифора. Повтор одних и тех же слов в конце предложения.
- Я всегда это знал, и ты знала, и мы оба знали.
 - Он сегодня не спал, вчера не спал и позавчера тоже не спал.
 
 - Инверсия. Сознательное нарушение построения предложения, с целью выделить важное слово логическим ударением. При этом инверсированное слово может быть как в начале, так и в конце предложения.
- Готовит наша мама лучше всех. (Здесь инверсировано сказуемое).
 - Ночь выдалась спокойная. (Здесь инверсировано определение).
 
 - Антитеза. Это противопоставление, которое усиливает выразительность речи и чувства, передаваемые автором. Базовое средство антитезы – антонимы.
- Все хорошее быстро забывается, а плохое остается в памяти надолго.
 - Ученье — свет, неученье — тьма.
 
 - Градация. Последовательность однородных членов, которые постепенно увеличивают или уменьшают свое значение.
- Ни майор, ни полковник, ни генерал не смогли придумать план нападения.
 - Листья пожелтели, засохли и опали.
 
 - Оксюморон. Сочетание противоположно направленных слов.
- Горячий лед.
 - Холодное пламя.
 
 - Умолчание. Данный стиль характеризуется тем, что в нем не хватает завершенности выражения мысли.
- Он мучился…Страдал…И в итоге ушел…
 - Ты не представляешь, что это за новость!.. И что теперь со мной?..
 
 - Риторический вопрос. Это такой вопрос, который не предполагает ответа.
- Какой же человек не любит квас в жару?
 - Почему я должен это делать?
 
 - Риторическое восклицание. Средство выразительности, с помощью которого автор передает высшую степень своих чувств: удивления, испуга, радости.
- Какой мороз, что за адский холод!
 - Уезжать, так уезжать!
 
 - Риторическое обращение. Обращение к неодушевлённому субъекту или отсутствующему человеку. В нём основную роль представляет не текст, а тон обращения. Риторическое обращение никогда не потребует ответа и не предполагает в себе вопрос.
- Время, куда же ты бежишь?
 - Годы, почему вы так быстро несетесь?
 
 - Параллелизм. Представляет собой одинаковое или тождественное синтаксическое построение целых предложений или отрезков текста. Такой прием помогает создать целостный образ из разрозненных элементов, а в некоторых случаях служит для подчеркивания контраста.
- Сокол по небу летает, молодец по свету гуляет.
 - То не белая березонька к земле преклоняется, то красна девица родителям кланяется.
 
 - Парцелляция. Разделение большого предложения на маленькие. Такой прием помогает придать тексту эмоциональную насыщенность, заинтриговать читателя.
- Он вышел. Чтобы посмотреть в окно. В надежде увидеть нее.
 - Я? Тебе? Что-то обещал? Что именно?
 
 - Эллипсис. Средство выразительности, при использовании которого поэт опускает слова, которые можно восстановить по смыслу. Данное средство позволяет вовлечь читателя в текст, заставить его задуматься.
- Я — за карандаш, карандаш — на пол.
 - Ты — налево, я — направо.
 
 
- Анафора. Повтор одних и тех же слов в начале предложения.
 
Видео о фигурах речи:
 
 Средства художественной выразительности дают возможность не только охарактеризовать какой-либо объект, но и показать всевозможные оттенки смысла. Научитесь разбираться в этих изобразительных приемах и используйте их в своей речи. Это поможет не только лучше понимать литературные произведения, но и доносить до других собственные мысли.
 