Именно язык является одним из главных средств выражения художественной жизни в литературе, именно он является главным инструментом для передачи информации. Важно понимать и искусно применять богатства родного языка, его тончайшие оттенки и аспекты. В данной статье пойдет речь о многообразии средств художественной выразительности в русском языке.
Содержание
Для чего нужны средства художественной выразительности
Такие средства применяются в разговорном, научном, публицистическом и художественном стилях, но особую значимость приобретают в литературных произведениях.
Именно с их помощью авторам удается сделать образы своих героев ярче и выразительнее, а также быстрее донести до читающих главный смысл своего творения. Читателям, в свою очередь, эти приемы помогают полностью погрузиться в повествование и пережить все события так, как будто они сами там присутствовали.
Художественные средства поэтического языка обогащают и оживляют стихотворные образы. Поэты используют их для создания более живописного произведения, которое привлечет к себе внимание читателя и разбудит его фантазию. Эти приемы помогают лучше понять внутренний мир автора и глубокий смысл стихотворения.
Фонетические средства
Фонетические средства образуют особую связь между словами и создают живописные и цепляющие образы с помощью
умелого использования звуков. По этой причине тих еще называют звуковыми. Выделяют 3 вида фонетических средств художественной выразительности.
Ассонанс
Ассонансом называют повторение в речи одинаковых гласных звуков. Так как у каждой гласной своя продолжительность и характер звучания, этот прием позволяет объединить различные слова и выделить их на фоне остального текста особой мелодичностью ритма и гармонией.
Еще одним способом использования ассонансного метода является создание особого вида рифмы. В таких случаях говорят, что это неточная или ассонансная рифма. Эта рифма созвучна только с гласными звуками.
Пример:
- Назвался груздем — полезай в кузов.
- Вечер, свечи, чьи-то речи.
Аллитерация
В основе аллитерации лежит повторение в речи одного или нескольких одинаковых согласных, вызывающих звуковые ассоциации. Благодаря данному средству автор создает более выразительные образы предметов и явлений. Таким образом, аллитерация придает тексту особую экспрессивность.
Пример:
- Громкий рокот мотора.
- Еле слышный шорох шин.
Звукоподражание
Данное средство состоит в использовании звуков, воспроизводящих окружающую действительность, а также создание специальных слов, которые напоминают подобные звуки. Так создается эффект выразительности.
Пример:
- Тук-тук.
- Мур-мур.
- Чирик-чик-чик.
Подробнее о фонетических средствах художественной выразительности можно узнать из видео:
Лексические средства
Лексические средства художественной выразительности представлены тропами.
Далее представлены наиболее распространенные тропы.
Эпитет — одно слово или целая фраза, которая придает яркую выразительность предложению или всему тексту. С помощью данного средства автор показывает свое отношение к описываемому предмету, делает его красочнее и выразительнее. В большинстве случаев эпитеты выполняют в предложении функцию определения и представлены прилагательными и причастиями, но могут быть также наречиями и глаголами.
Пример:
- Волнистые туманы.
- Сонные березы.
- Золотая осень.
Метафора — это слова или выражения, которые используются в переносном значении, употребляются для обозначения сходства двух предметов или явлений. Если перевести данное слово с греческого, получится «перенос», «изменение», «перестановка».
Этот прием еще называется неявным сравнением. С его помощью один термин заменяется на другой через аналогию.
Пример:
- Прорубить окно в Европу.
- Кот наплакал.
- Золотые руки.
Метонимия переводится с греческого как «переименование». Данный прием используют при замене слов, между которыми существует смысловая связь.
Пример:
- Розы в хрустале (Розы в хрустальной вазе).
- Я прочитал всего Достоевского (книги Достоевского).
- Суп был вкусный. Он съел целую тарелку (супа).
Синекдоха является разновидностью метафоры и означает использование слова или фразы в переносном смысле на основании количественной взаимосвязи между явлениями.
Пример:
- Покупатель (все покупатели) выбирает самые спелые яблоки.
- Россия (одна команда) обыграла Шотландию.
Литота это средство языковой выразительности, которое преуменьшает или смягчает какой-либо признак предмета или явления.
Пример:
- Дюймовочка.
- Собака не более наперстка.
Гипербола — художественное средство, обратное литоте. Служит для преувеличение смысла и характеристик предмета, чтобы создать более сильные впечатления от предмета.
Пример:
- Пир горой.
- Горы по колено.
Сравнение применяется для сопоставления двух предметов или явлений. Обычно отличительной чертой данного приема является использование сравнительных союзов, среди которых «как», «будто», «словно».
Пример:
- Нежный как поцелуй ребенка.
- Соленый как слеза.
Аллегорией называется изображение предмета в иносказательном виде. С помощью данного приема художник слова может раскрыть абстрактное понятие добра, зла и жадности в конкретном художественном образе.
К общеизвестным аллегориям относятся:
- Сердце — аллегория любви.
- Белый голубь — аллегория мира.
Перифраз это замена наименования объекта, события или явления на описательное выражение их основных и отличительных особенностей или характерных черт.
Пример:
- Небесное светило (солнце).
- Царь зверей (лев).
Олицетворение — особый литературный прием, который позволяет оживлять предметы, не принадлежащие к живым существам.
Пример:
- Взошла звезда.
- Убежало молоко.
Ирония — троп, используемый для насмешки. Для этого слово или выражение заменяется на противоположное по смыслу. Ирония является разновидностью сатиры, так же как сарказм и юмор.
Пример:
- Умная головушка – о глупом человеке.
- Я обожаю (ненавижу) вставать в 5 утра.
Сарказм является высшей степенью иронии. Он представляет собой злую, ехидную шутку над предметом или явлением, которая часто произносится с оттенком горечи.
Пример:
- Тебя как раз тут не хватало.
- Повезло тебе, сейчас в больнице отдохнешь. (обращаясь к заболевшему).
Далее представлено видео о тропах:
Синтаксические (Фигуры речи)
Такие конструкции служат для придания тексту экспрессии.
К фигурам речи относятся:
- Анафора. Повтор одних и тех же слов в начале предложения.
- Не зря встало солнце, не зря я пошел на работу.
- Я один не спал всю ночь, я один менял ребенку компрессы.
- Эпифора. Повтор одних и тех же слов в конце предложения.
- Я всегда это знал, и ты знала, и мы оба знали.
- Он сегодня не спал, вчера не спал и позавчера тоже не спал.
- Инверсия. Сознательное нарушение построения предложения, с целью выделить важное слово логическим ударением. При этом инверсированное слово может быть как в начале, так и в конце предложения.
- Готовит наша мама лучше всех. (Здесь инверсировано сказуемое).
- Ночь выдалась спокойная. (Здесь инверсировано определение).
- Антитеза. Это противопоставление, которое усиливает выразительность речи и чувства, передаваемые автором. Базовое средство антитезы – антонимы.
- Все хорошее быстро забывается, а плохое остается в памяти надолго.
- Ученье — свет, неученье — тьма.
- Градация. Последовательность однородных членов, которые постепенно увеличивают или уменьшают свое значение.
- Ни майор, ни полковник, ни генерал не смогли придумать план нападения.
- Листья пожелтели, засохли и опали.
- Оксюморон. Сочетание противоположно направленных слов.
- Горячий лед.
- Холодное пламя.
- Умолчание. Данный стиль характеризуется тем, что в нем не хватает завершенности выражения мысли.
- Он мучился…Страдал…И в итоге ушел…
- Ты не представляешь, что это за новость!.. И что теперь со мной?..
- Риторический вопрос. Это такой вопрос, который не предполагает ответа.
- Какой же человек не любит квас в жару?
- Почему я должен это делать?
- Риторическое восклицание. Средство выразительности, с помощью которого автор передает высшую степень своих чувств: удивления, испуга, радости.
- Какой мороз, что за адский холод!
- Уезжать, так уезжать!
- Риторическое обращение. Обращение к неодушевлённому субъекту или отсутствующему человеку. В нём основную роль представляет не текст, а тон обращения. Риторическое обращение никогда не потребует ответа и не предполагает в себе вопрос.
- Время, куда же ты бежишь?
- Годы, почему вы так быстро несетесь?
- Параллелизм. Представляет собой одинаковое или тождественное синтаксическое построение целых предложений или отрезков текста. Такой прием помогает создать целостный образ из разрозненных элементов, а в некоторых случаях служит для подчеркивания контраста.
- Сокол по небу летает, молодец по свету гуляет.
- То не белая березонька к земле преклоняется, то красна девица родителям кланяется.
- Парцелляция. Разделение большого предложения на маленькие. Такой прием помогает придать тексту эмоциональную насыщенность, заинтриговать читателя.
- Он вышел. Чтобы посмотреть в окно. В надежде увидеть нее.
- Я? Тебе? Что-то обещал? Что именно?
- Эллипсис. Средство выразительности, при использовании которого поэт опускает слова, которые можно восстановить по смыслу. Данное средство позволяет вовлечь читателя в текст, заставить его задуматься.
- Я — за карандаш, карандаш — на пол.
- Ты — налево, я — направо.
- Анафора. Повтор одних и тех же слов в начале предложения.
Видео о фигурах речи:
Средства художественной выразительности дают возможность не только охарактеризовать какой-либо объект, но и показать всевозможные оттенки смысла. Научитесь разбираться в этих изобразительных приемах и используйте их в своей речи. Это поможет не только лучше понимать литературные произведения, но и доносить до других собственные мысли.